вторник, 1 октября 2013 г.

Демпинг, демперы, демпингисты...


Научный доклад к конференции «Демпинг как способ существования».

автор: Ковалева Ольга, 
                                      перепост  http://www.illustrators.ru/posts/dempery-klassifikatsiya

      Уважаемые коллеги, наше исследование посвящено такому многочисленному виду представителей иллюстраторского сообщества, как «демперы» или «демпингисты».
Не секрет, что среди иллюстраторов (которые сами по себе по природе своей существа странные и непредсказуемые) встречается значительное количество особей, готовых работать бесплатно или за совсем маленькую оплату. Внушительные группы этих особей становятся лакомым кусочком для охоты на них не только матерых хищников, но и всех желающих. Они легко приманиваются заказчиками-халявщиками на доброе слово или виртуальное помахивание купюрой в размере от 50 до 500 российских рублей.
     В некоторых, особо запущенных случаях, даже если заказчик не совсем злостный халявщик и готов заплатить прилично, супернесознательные демперы все равно пытаются работать за свою, мизерную цену, надеясь таким образом оттеснить других претендентов от кормушки.
В течение года мы наблюдали демперов в их естественных условиях — на отдельно взятом сайте иллюстраторов. По итогам исследования можем сообщить, что масса демперов неоднородна. Среди них встречается несколько видов, отличающихся между собой по различным показателям.

Классификацияприблизительная, так как, возможно, еще не все виды выявлены, но в общих чертах выглядит следующим образом:

      1) Нечаянец темно-дремучий.
      Этот вид демперов стоит особняком от остальных видов. Поскольку, как яствует из названия, демпингует нечаянно. Как правило, бедняга попал на фрилансерский сайт из достаточно изолированного места обитания, где он был весьма ограничен в общении с коллегами и тем более в сумме гонорара, но где его зато щедро кормили сказками о «нормальности» и даже " высокости» его заработка. Представитель темно-дремучего племени просто не знает, каковы нормальные среднестатические расценки на его труд. Немногочисленный вид. Как правило, этот вид демпера склонен к мутации: ассимилировавшись, он по прошествии времени мутирует либо в иллюстратора сознательного, либо в нищебродуса неисправимого.

Подвидом нечаянца является начинальщик-энтузиазмус. Как правило, в большинстве своем это едва оперившиеся особи иллюстраторов, которым настолько нужно начать с чего-то свой полёт, что они готовы начать его даже бесплатно, при этом оттолкнувшись от голов своих коллег иллюстраторов сознательных и НЕЧАЯННО уронив им на макушки какашку.



      2) Чаянец демонстративный.
     Резко отличается от предыдущего вида тем, что знает расценки, но предпочитает свои. Имеются два подвида: залётчик несознательный и нищебродус неисправимый.

      А) Залетчик несознательный несознателен в силу того, что в местах, откуда он залетел на данный сайт, среднероссийские расценки считаются огромными, а низкие расценки — вполне приличными и желанными.

      Типичные отмазки:
      - для вас (столичных жителей; зажравшихся профессионалов; избалованных москвичей и т. д.) эти деньги — мелочь, а у нас (в деревне, бывшей союзной республике, на краю света, в провинции и т. д.) это очень хорошая сумма, я на нее как минимум месяц проживу, у нас жизнь дешевле;
      - в пересчете на нашу валюту — я богатый Буратино! ;
      - у нас за то же платят гоооораздо меньше.

      Поэтому залётчик поначалу радостно бросается на все предложения о работе подряд, не особенно задумываясь, какова оплата — его счастливым мозгам трудновато справляться сразу с несколькими задачами — и искать работу, и следить, сколько она стоит, и тут же переводить российскую валюту по курсу в родную. Иногда залётчик несознательный привыкает к местным расценкам, смиряется с ними и трансформируется в иллюстратора сознательного.

      Б) Нищебродус неисправимый.
     Очень непростой вид. Просто мазохист. Основная проблема находится в голове. Это паталогия. Особенности поведения — особенно цеплюч к низкооплачиваемым проектам. Иногда опускается до откровенно нищенских приемов — прилюдно клянчит у заказчика работу. Нищебродус психологически не может перешагнуть свое нищебродское представление о хороших деньгах. Он может демпинговать по таким предполагаемым причинам:
      -излишняя скромность и недооценивание собственных талантов;
      - непритязательность личных запросов;
      - необоснованная боязнь запросить много;
      - адекватная (низкая) оценка собственного уровня (низкого), но неадекватное представление о том, что работа иллюстратора — его мечта и судьба. И др.

      Отмазки:
- я знаю мой уровень, он только на эту сумму тянет (ну, как обычно, цена биг-мака);
- я совсем на мели, у меня нет денег, я в полной жопе. Относительно этой отмазки следует заметить, что подобные ситуации случаются и с обычными иллюстраторами сознательными. Однако, если у них это явление носит, как правило, временный характер, у нищебродуса «на мели» — обычное, естественное состояние. В силу вышеуказанных причин (см. выше) он демпингует практически постоянно, а в силу низких заработков от демпинга «всегда на мели». Замкнутый круг.

      3) Иждивенец мечтательный.
     Название говорит само за себя. Представитель данного вида, как правило, не озабочен финансовым вопросом, ибо находится на иждивении — родителей, жены, мужа, получил огромное наследство и теперь рантье и т. д. Отличительная особенность — хочет нарисовать книжку. Просто нарисовать, оплата необязательна или сгодится символичная. Крайне эгоистичен в своем желании, и естественно, профессиональных иллюстраторов коллегами не считает — а с какой стати?
      Отмазка:
- я всего лишь хочу нарисовать книжку, и увидеть ее изданной.

      4) Интересник домоседский. Очень похож на иждивенца мечтательного. Возможно, его подвид. Отличительная особенность — как правило, женского пола. Скучающие домохозяйки либо сидящие в декрете мамочки, желающие порисовать книжку «из любви к искусству».
      Отмазки:
- интересно;
-пока делать нечего, почему бы и нет?

      5)Совместитель демпообразный.
     Демпингует потому, что имеет совсем другое место работы (как правило, оооочень далекое от иллюстрации) , и следовательно, постоянный доход. Но иллюстраторский зуд (либо «романтический ореол» этой профессии) не дает покоя. Ради успокоения этого зуда готов на демпингистские подвиги.
      Типичная отмазка:
- у меня есть основная работа, а это только хобби.

      6) Элитник демпообразный.
      Профессиональный иллюстратор сознательный высокого класса, знающий все расценки, знающий, что демпинг — зло, но время от времени, предположительно, в периоды полнолуния, оборачивающийся элитником демпообразным и демпингующий по каким-то своим причинам. Явление до конца не исследованное.
      Известные на данный момент отмазки:
- Все равно валяется, че не продать хоть за сколько?
- Отмазка № 2 нищебродуса неисправимого (я на мели, в полной жопе и т. д.).

Разумеется, демперы привлекают огромное количество охотников легкой наживы, так называемых заказчиков-халявщиков. Однако и их масса неоднородна. Классификация халявщиков гораздо сложнее, и охотничьи приемы у них довольно разнообразны. Они ждут своих исследователей, господа. В дальнейших исследованиях очень интересно было бы вывести закономерность формулы " Каждому демперу — свой халявщик!», так что желающие могут попытаться)
На этом заканчиваю свой научный доклад, спасибо за внимание.


Комментариев нет: