воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Урок 1. Поиск идеи

Предисловие


Один, очень дорогой мне человечек, с которым мы познакомились, как раз в начале моего  пути  фотоарта, уговорил меня попытаться начать описывать свой тернистый путь, самое начало, которое наиболее трудное для новичков, особенно занимающихся самостоятельно и не профессионально. На просторах инета великое множество уроков, туториалов, видеокурсов, но в этом океане знаний очень трудно самому сориентироваться и выбрать тот стиль обучения, который близок и понятен (сами через это проходили). На поиски нужного материала уходит множество времени, которое могло быть потрачено более продуктивно.  

 У меня нет художственого образования, я никогда не рисовала даже просто так, только в детстве, как все, и считала себя в этом направлении дремучим человеком.  
С 2009 года, я, доктор по образованию, и до сих пор работающий по специальности, будучи в декрете, однажды, как и большинство мамочек, загорелась идей создания для своего малыша, фоторамочек и в идеале, конечно, фотокниги. Делая первые шаги в фотошопе, абсолютно не понимала, как открыть скаченный PSD, думая, что он глюченный и удаляла. 

Почти год,  самостоятельно, без посещения каких-либо курсов, с нуля осваивала фотошоп, создавая примитивные фоторамочки и календари и радовалась, какие шедевры рождаются из-под моего пера :-)) (самые первые попытки в архиве, ничего не скрываю). Затем год  зависла в мире цифрового скрапбукинга, думая, что выше уже ничего и не создано, собирала скрап-странички, потом свои скрап-наборы. И только намного позже я стала тайком поглядывать на мировые шедевры фотоарта.  С распахнутыми глазами рассматривала работы и не понимала, как все это создается, в каких таких волшебных мастерских. Мне конечно повезло, я попала в одну из таких. Учеба дала колоссальный пласт знаний, помогла приобрести практические навыки, и поддержала при создании первых осознанных работ. Теперь мне легче двигаться дальше: я знаю как,  знаю куда, не боюсь с каждой работой пробовать новое, и ни какая степень сложности работы меня не пугает, наоборот раззадоривает.  

Сразу скажу, что идея в голове созрела в образе  мини- уроков со скринами по созданным и новым работам по фотоарту с небольшими пояснениями и своим видением, опираясь, так сказать на свой личный опыт, рассчитанными на новичков в фотоарте и коллажах, для тех, кто еще стоит на старте своего "Великого пути" в цифровом искусстве. Я тоже, будучи новичком, старалась искать свой путь, свое решение каких-то трудных задач, более упрощенные, понятные новичку принципы обработки материала. Не скажу, что я сейчас Гуру, нет конечно, скажем, уверенный пользователь фотошопа :-)), продолжающий поиск своего пути и пытающийся развиваться и учиться дальше. Так как нет пределу совершенства, и всегда есть к чему стремиться и  на кого равняться.  Вот и предлагаю, кому это интересно и нужно, продолжить учиться вместе :-).

Если Вы идете по той же дорожке поиска и саморазвития или стоите в начале пути, то пишите, оставляйте свои комментарии, что более интересно, нужны ли такие уроки, больше всего волнует, мне тоже будет проще ориентироваться при подготовке материала, интересно услышать и Ваше мнение, мысли и опыт. Ведь вместе, сообща, намного интереснее и эффективнее учиться, а многих это дисциплинирует ( и я не исключение :-)).

 Поиск идеи. Под катом... ;-)


Урок 1. Поиск идеи

Самое первое в создании работы- это идея. Без осознанной, четкой идеи, воплощенной  в наброске или эскизе, сложно начинать работу. Поиски фотоматериала намного проще  выполнять под конкретную сцену, локацию или персонажа,чем длительно перебирать в ожидании озарения. Поэтому, прежде чем приступать к работе, Вам необходимо детально продумать сюжет. Он конечно же в процессе может поменяться, приобрести новые черты или элементы, но суть должна сохраниться.

За время существования человека вообще и интернета в частности, очень много произведений искусства создано, практически на все темы, все известные классические персонажи изображены в различных вариантах, создано великое множество новых и необычных сущностей, а так же несуществующих миров. И с каждым годом, с каждым днем, придумать что-то новое, оригинальное, не похожее на других, близкое себе, очень сложно. Но в тоже время в этом и заключаются отчасти  "муки творчества" в поиске своего пути и своего стиля.

Ваша работа должна быть с особенной идеей или с "другим" исполнением, или в ней должны быть какие-то свои необычные фишки, чтобы работа "цепляла", запоминалась, поражала воображение и нравилась. Ведь каждый художник созидает с тайной мыслью, что работа будет принята публикой, понравится, вызовет положительные или другие сильные эмоции. "Творить в стол"- это не совсем правильно, и не нужно стесняться, что создав первую свою  работу, Вам так не терпится ею похвастаться. Это нужно делать. Так Вы получите контакт со зрителем, узнаете мнение о своей работе, какие ошибки нужно исправить и в каком направлении двигаться дальше. Ну я немного отвлеклась, продолжим про идею ;-).


Приступая к работе, Вы уже примерно знаете на какую тему или что Вы планируете изобразить. Или это задание по конкурсу (где обычно в правилах четко прописано задание), или Вы делаете коллаж другу с его фотографией, или Вам просто захотелось пофантазировать.


1. Не стесняйтесь рисовать. Отговорки: я не умею, у меня руки слишком низко прикреплены и еще изломаны в нескольких местах- не принимаются. Я тоже не умею рисовать, но уж набросок сделать можно, даже рисуя по принципу палка-палка-огуречик. Рисовать можно как ручкой или карандашом на листике, т.е. живыми материалами, так и на графическом планшете, сразу в фотошопе. Здесь разницы нет, главное уловить идею, то , что понравится Вам и будет выгодно и интересно смотреться в работе.
(все картинки кликабельны, примеры свои)

2. Не бойтесь белого листа, не бойтесь черкать на нем, главное начать что-то изображать. Это не чистовик, на нем можно рисовать сколько угодно, лишь бы Вы потом сами смогли опознать нарисованное :-). Не обязательно брать лист формата А4, располагать его перед собой и аккуратно рисовать. Это может быть любой клочок бумаги, тетради, этикетки. На первом этапе Вам необходимо уловить идею, а не сдать экзамен по рисованию, ведь свой эскиз не обязательно показывать.


3. Набросок не обязательно должен быть в единичном экземпляре, рисуйте, пока Вас не устроит результат. Нарисуйте несколько вариантов. Потом выбирайте, что больше по-душе. Как в телевизионной игре "Что? Где? Когда?": знатоки отработав 10-20 секунд одну версию, полностью переключаются на обсуждение другого варианта. Нужно всегда иметь альтернативу и возможность выбора, как в жестоких реалиях рынка ;-). Так Вы сможете выбрать наиболее удачный вариант, боле интересный, или более удобный и легкий в исполнении.
Например, нужно было по заданию, создать необычную, тайную, виртуальную комнату. И поиск идей был от футуристических до современных, в итоге победила классика 18 века ))).


4. Если Вы категорически отказываетесь взять карандаш или стилус в руки, то никто Вам не мешает, нарезать кусочки из уже существующих работ, чтобы как пазлы прикинуть, расставить, создать удачную композици. Я так иногда тоже делаю. Это визуально очень помогает, даже по цветовой гамме.  Можете набросать схематично стилусом или мышкой эскиз, а потом наполнить картинку вырезками, так Вы увидите будущую работу в объеме и сможете подобрать  цветовую схему, увидите недостатки композиции.
 (Только ни в коем случае не оставляйте эти нарезки в своей работе. Использование чужих работ или их элементов является нарушением авторских прав и дурным тоном.)

5. Создайте папочку по идеям, выберите наиболее понравившиеся работы по тематике, при просмотре их, перед началом работы, для вдохновения, Вас обязательно посетят  мысли: А вот я бы сделал не так... и там уже процесс созидания своего видения не за горами. :-). Не обязательно просматривать только  фотоарты или коллажи, это могут быть картины, рисунки, кадры из фильмов, фотографии.

6. Идея всегда должна нравится Вам. Творите от души и для души. Только тогда, когда Вы перестанете просчитывать наиболее выигрышные и зрелищные варианты, которые примут зрители, Вы найдете свой стиль, а не будете подражателем чужих идей. Или в один прекрасный день столкнетесь с тем, что ни одному человеку это не интересно, и труд был напрасный. Если Вы будете создавать работу для себя, Вам-то она уже точно понравится :-). Учитесь получать удовольствие от процесса. С положительными эмоциями, любовью к создаваемому миру, Вы сможете исполнять работы совершенно на новом уровне, все Ваши эмоции и переживания впитаются в картинку, и она в итоге будет их излучать. А зритель это очень чувствует. В наше время, до безобразия циничное и скупое на чувства, очень высоко ценятся чистые искренние эмоции.

   7. Не бойтесь создавать что-то сумасбродное, не существующее, ставящее все с ног на голову. Не бойтесь экспериментировать и пробовать что-то новое. Так Вы тоже будете развиваться в разных направлениях, будут появляться новые идеи, вбирающие в себя различные направления, возможно даже, Вы когда-нибудь откроете свое направление в искусстве ;-).


8. Дайте волю своей фантазии. Отпустите свои мысли на волю, позвольте им самим дойти до идеи, почувствуйте ее, ощутите. Не механически иссякайте как Данила каменный цветок (это тоже как вариант конечно, хотя более мучительный и изматывающий). Идея в поиске различных сюжетов, композиций, ракурсов, должна Вас посетить как озарение, как Эврика. Тогда, сами не заметите, с какой удвоенной силой и энтузиазмом Вы ринетесь в атаку, и результат и радость за себя будут намного сильнее. ;-). Но для этого нужно не сидеть, сложа лапки в ожидании Музы, а прилагать усилия, трудиться, и не заметите, как та самая, нужная. отточенная идея уже высечена и ждет, когда же Вы начнете ее воплощать.

9. Рассматривайте, любуйтесь, изучайте работы известных мастеров. Благо, в инете это доступно. Созерцая много, сначала Вы тратите на это время, но потом, заметите, что  научились не только воспринимать общее впечатление, но уже можете изучать и анализировать детали, тени, как все собрано, какие приемы усилили картинку. Вы учитесь видеть и наблюдать. В подсознании  увиденные работы сохраняются, переплетаются, что-то стирается, добавляется Ваш жизненный опыт, и рождаются новые, Ваши образы.

10. Изучайте вопрос, тему, историческую эпоху, характер персонажа, которые хотите отобразить в своей работе. Познания в историческом костюме, особенностях главного героя, специфике географического места для  Matte Painting, все это только усилит и придаст правдоподобия Вашей работе.  Если Вы узнаете какую-то редкую особенность или исторический факт по заданной теме, то и  сюжет может возникнуть совершенно необычный.

P.s. И когда Вы свою идею, придерживаясь этих несложных правил, тщательно продумаете, зарисуете, выстроите, то и создавать работы будет интереснее, да и результат Вас наверняка обрадует. ;-)




P.s.s. Вот вкратце я озвучила свои мысли с чего нужно начинать. Способы тренировки воображения и как найти необычную идею, находясь в обычном мире, запустить бесперебойный генератор идей в Вашей голове, я расскажу в следующем мини-уроке. Жду Ваших комментариев и пожеланий и мнений, они для меня очень важны.

2 комментария:

Sofia Godovalova комментирует...

Очень интересная статья! С удовольствием подписываюсь на блог и буду следить за обновлениями.
Самые тёплые благодарности автору :)!

Unknown комментирует...

Спасибо, Софья, очень приятно, что понравилась статья, буду рада Вашим дельным предложениям и приглашаю на продолжение диалога ;-)