суббота, 13 апреля 2013 г.

Урок 2. Тренировка воображения. Часть 1.

        Вступление 

     Воображение- это  особенность человеческого мышления, функция психологической деятельности, способность нашего сознания создавать идеи, образы и преобразовывать их, изменять, управлять ими. Воображение нам помогает в  планировании, построении объекта или модели поведения, в творчестве, играх, а так же существенную роль играет в процессах запоминания. Отсюда делаем вывод, что без него, нам далеко не уплыть. И чем больше оно развито, тем быстрее мы сможем сориентироваться в пространстве,  найти  нестандартные решения и конечно же лучше запоминать информацию. И тем более эта особенность человеческой психики необходима творческому человеку. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Уметь фантазировать, придумывать несуществующее, необычное, оригинальное- вот чему мы будем учиться с Вами в этом уроке.

     Многие считают, что развитое воображение- это уже особенность, дар, что-то врожденное. И как говорится, рожденный ползать... Уж если наступил на уши медведь, то не берись за скрипку. Но с воображением нам повезло! Сообщу Вам по секрету, мы с ним рождаемся все.  И примерно до 6-7 лет, оно у нас ой как развито. Помните, как мы в детстве рисовали несуществующие миры, строили космические корабли, не зная ни капли азов ракетостроения, были способны, стоя с мамой в длинной очереди в магазине, найти самый обыкновенный  фантик в кармане, вообразить, что это пиратская карта или очень важный документ, за которым охотятся шпионы... Мы не задумывались, что  надо приложить усилия, чтобы представить, все происходило естественно.

     У детей развиты ассоциативный тип мышления и запоминания. Но когда детки идут в школу, садятся за первую парту и учатся писать буквы в одну строчку, по линеечке и считать циферки в столбик, вот тогда и происходит "причесывание" ассоциативного красочного мышления, выравнивание его под линеечку м клеточку. Вот тогда мы и начинаем забывать и терять навыки того, что дано нам природой с рождения. И задача нас взрослых сейчас не изобретать велосипед, а вернуться к своим истокам, не открывать в себе новые сверхспособности, а вспомнить старые.
     Ассоциативное восприятие- это использование всех видов чувств, не только зрение, но и все остальные, так поступают дети, и так начнете делать Вы. Не, в детство впадать не будем ))), будем будить и развивать свои скрытые таланты ;-)

     Пишу тезисно, в разнобой, чередуя размышления-теорию с практическими примерами, чтобы  было не скучно, и самое главное, нужно к этому отнестись как к игре, не обязательно  применять все. Попробуйте, подберите то, что Вам ближе, может это буде пару- тройку приемов. Что-то Вы тоже  знаете, слышали или уже используете, я тоже не изобретаю что-то новое, просто делюсь своим опытом, знаниями и навыками, которые мне помогли начать с нуля и помогают на сегодняшний момент.  Ну что, тогда поехали.  Хватит теории, пошли действовать ;-)

     Тезис№1.  Много созерцайте, смотрите, любуйтесь, рассматривайте картины других художников, фотографов, фотоартистов, работы мастеров хенд-мейда, различные виды необычного творчества. Сохраняйте в папочки. Я обычно собираю по разделам и авторам, а те идеи, которые мне близки и хотелось бы реализовать тащу в папочку "Идеи". И так для чего это все Вам, зачем захламлять свой мозг, а тем более комп, когда в любую минуту, набираешь в поисковике ключевое слово и на тебе раскладку? Отвечаю:
     - созерцая работы мастеров, Вы не сохраняете все подряд, а выбираете, что Вам понравилось, что по-духу, ближе к Вашему телу. Или может быть стиль исполнения не в Вашем вкусе, но  работа чем-то Вас тронула, зацепила- это очень важно, значит она воздействует на бессознательное, близка Вам или затрагивает важную проблему. Таким образом формируются Ваши предпочтения, направление и даже возможно стиль;
     - начиная новую работу, удобнее открыть папочку и просмотреть 10-20 работ, которые ВАм дадут подсказку или направление, чем начать лопатить поисковики, просматривая параллельно много и лишнего ненужной информации, которой конца и края нет. Это очень выматывает, Вы теряете много времени, расстрачиваете свое вдохновение впустую, и как следствие, выключаете комп, так и не начав работу;
     - я много сохраняю работ как стикер- напоминание на холодильнике: не забудь, ты помнишь, что хотела попробовать новый стиль стимпанк или работу на такую-то тему? Одно дело записать это ручкой в блокноте и отложить в долгий ящик, другое: открыть папку, просмотерть, и о! вот оно! сегодня у меня драконное настроение. Очень важно для визуалов.
     - цветовая гамма. Не секрет, что начинающему коллажисту, бывает тяжеловато-то выбрать цветовую гамму, наиболее отображающую настроение работы. Разобраться в видах цветовых схем уже проще, учитывая, что есть много электронных генераторов, и то, со временем и эта необходимость отпадает, начинаешь уже чувствовать сам. Но в начале пути, Вам очень помогут работы Мастеров. Вы можете тайком изучить цветовую схему на любимой работе, тыкая пипеткой в ФШ и даже на первых порах заимствовать такую цветовую схему;
(про генератор цветовых схем и как превратить картинку в цветовую палитру в следующих уроках)

      Упражнение №1 (Задание авторское, просьба не копировать)

Посмотрите на эти фигуры, оцените их всеми органами (анализаторами) чувств

( как-то на форуме спросили: сколько органов чувств у человека? И кто-то ответил: "У женщины - не знаю, а у мужика - один", так вот,  их немножечко больше: зрение, обаняние, осязание, слух и вкус.) Учась задействовать больше органов чувств, Вы расширяете диапозон восприятия, больше получаете информации о предмете, лучше его запоминаете, и как следствие: сможете лучше его воспроизвести, стараясь наделить его еще и особенностями, характерными чертами или теми особенностями, которые видите или чувствуете Вы.

Задание: скопируйте фигуру, напротив напишите ее характеристики, а потом нарисуйте, с чем она ассоциируется, как в этом примере. После, постарайтесь по-фантазировать  и придумать еще варианты, возможно у Вас возникнут и необычные образы.



круг 
оранжевый
теплый
сладкий
апельсин
шершавый
медовый
закат
солнце
персик
воздушный шарик
блин
желток
на вкус апельсиновый сок

раскаленный
жар
круглый кусочек сыра



Ассоциации моего 4-х летнего сына, пробегающего мимо:
колесо
смайлик
планета
чудик
краска (в наборе детской акварели)
солнце
апельсин
чупа-чупс


(рисуем  по минут 10-20, больше и не надо)
И так можно продолжать...

       Тезис№2. Развивайте наблюдательность, она Вам понадобится не только для подработки в сыскном агентстве и угадывании развязки детектива, но и в цифровой живописи. Наблюдая в жизни и замечая все тонкости, Вы научитесь воспринимать окружающий мир совершенно по-другому, более интереснее и ярче, а значит и диапазон источника идей резко увеличится.  Возвращаясь домой по асфальтированному лабиринту улиц, можно заметить как закатное солнце осветило силуэт одиноко дерева, увидеть интересную игру теней, освещенные окна домов могут в целом создавать интересную фигуру и т.д.
(тень как часть композиции, это фото, без коррекции в ФШ, фото автора)

Идея с окнами пришла команде Glazyrin CG Production

Подмечая тонкости окружающего мира, Вы не только найдете дополнительный источник вдохновения, но и будете учиться, набираться нужных знаний, научитесь видеть как падает тень, рефлексы, пропорции и т.д.. Потом будет проще вспомнить увиденное и применить, чем придумывать из головы.


      Упражнение №2. Посмотрите на картины-загадки Стивена Гарднера по-внимательнее и посчитайте сколько зверей видите, на каждой из картин, их там намного больше ;-)





       Упражнени№3 Игра воображения. Попробуйте внимательно посмотреть на представленные картины В. Кандинского и увидеть образы, предметы, силуэты, на что-то похожие, скопируйте в ФШ картины и обведите, что Вы увидели.






         Тезис№3. Учитесь видеть необычное в обычном. Известные художники, очень часто говорят, что черпают вдохновение и свои необычные идеи из обыденной жизни и окружающего мира. В принципе, они правы, мы все с одной  планеты, просто у каждого своя глубина видения и степень развития воображения. Мир, в котором мы живем, удивительно  многогранен и почти бесконечен. Мало людей на планете, которые видели и знают все. даже мир животных еще далеко не до конца изучен, не говоря уже про глубины океана, макромиры и космос. 
     Группа учёных из Дальхаузского университета (Канада) предлагает свой, «наиболее корректный» способ оценки биоразнообразия планеты. По её прикидкам, опубликованным на сайте PLoS Biology, общее число видов живых существ примерно равно 8,7 млн плюс-минус 1,3 млн...за последние 250 лет было описано менее 15% видов, и, если не принимать в расчёт сокращение биоразнообразия, на открытие оставшихся животных и растений должно уйти около 480 лет...

     Люди живут на планете Земля тысячи лет, но они ещё далеки от обнаружения всей жизни, которая здесь процветает. На самом деле, новые виды обнаруживаются почти каждый день. Всего за недавно начавшийся 2012 год уже были открыты более 200 новых животных и растений...


    На то, чтобы открыть хотя бы 99% всех видов, существующих на Земле, 300 тысячам специалистам-систематикам понадобится более 1000 лет...

(для подтверждения, что это не проделки фотошоперов, вот ссылка)

 Поэтому окружающий нас мир- и есть та самая благодатная почва для взращивания новых идей. Природа сама не отдыхает, каждый день скрещивая и отбирая новые экземпляры, и дарит нам возможность вдохновляться, глядя на плоды ее трудов. И нам остается не создавать новое, а только его обнаружить.


     В любом неодушевленном предмете, если пристально его рассмотреть, можно найти новые черты и образы, надо только дать волю своему воображению. Вот пример известный фотограф
Ernie Button, свои фантастические миры обнаружил случайно, заметив высохшие на бокале следы от виски. Наблюдательность, умение видеть глубже и воображение сделали свое дело.




А из сухих завтраков он создает целые земные пейзажи


Фотограф Adam Kennedy, не стал так углубляться в макросъемку, и свои планеты нашел  на улице, прямо на пожарных гидрантах. Доведенные до ума в ФШ, металлические обшарпанные шары превращаются вот в такие небесные светила.


Такое восприятие мира и умение домысливать, очень помогает фотоартистам. Потому, что не все можно сфотографировать или найти на фотостоках, а  исходник, полученный не выходя из квартиры, очень облегчает задачу, а порой и вносит  необычный колорит в работу и наполняет ее своими секретами и историей создания.

        Упражнение №4. Находим в своей квартире 5 обычных предметов, и разглядывая, додумывая, находим, на что они могут быть похожи. Вы можете этот предмет сложить, если позволяют его физические свойства, это может быть продукт питания, овощ, жидкость, шарф... все, что угодно. Можете его сфотографировать и немного по-колдовать в ФШ,  внося незначительные поправки, подчеркните образ. Можете за счет антуража. созданного вокруг предмета добиться какой-то иллюзии.



(Для тех, кому очень сложно даются такие игры-воображалки, могу подсказать пару примеров: 1) идете в магазин, подходите к корзине с топинамбуром или имбирем  и медленно рассматривайте их, поверьте, образов найдете очень много)

(имбирный олень, фото автора)

(имбирные мышки и сырная луна, фото автора)

2) возьмите на кухне ложки, вилки и прочее  или инструменты: отвертки, плоскогубцы.... из них что-нибудь соорудить или выложить).
(вот такая железная Мерри Попинс получилась, фото автора)



Аргентинский художник  Augusto Esquivel полагает, что даже в самых обычных повседневных вещах скрыт огромный потенциал для творчества.




       Тезис№4.  Музыкальные ассоциации.
Посмотрите на разные  картинки и вслушайтесь, какую мелодию или известную песню, Вам напевает внутренний голос. Можно тренироваться так же наоборот, прослушивая просто инструментальную музыку, попробуйте закрыть глаза и представить что-либо. Отпустите свое воображение и очень скоро почувчтвуете, что помимо Вашей воли в голове начинают сменять друг друга образы, картинки и даже целые сюжеты. Очень многие художники, особенно любители цифровой живописи, предпочитают работать под музыкальное сопровождение, соответствующее настроению работы. А некоторые даже рисуют музыку или  образы, которые возникли при прослушивании впервые незнакомого произведения. И выставляют свои произведения в виртуальном пространстве с музыкальным сопровождением.




   



На этом заканчиваю первую часть, надеюсь, что  найдете полезную информацию или методику, которая поможет в Вашем творчестве. Продолжение следует... Жду Ваши отзывы, впечатления или  волнующие вопросы ;-)

    


   

Комментариев нет: